Мы ежегодно вырабатываем до 110 литров слёз трёх видов – вы знали об этом? Как вы думаете, что общего между сексом и плачем, зачем люди смотрят слезливые драмы? Предлагаю разобраться.

Виды слёз
Наши слёзные железы производят от 55 до 110 литров слёз в год. Но слеза слезе – рознь, для разных целей своя «сырость»:
- базальные слёзы, выполняющие функции увлажнения и питания глаза, а также его защиты от пыли и грязи. Они вырабатываются и расходуются беспрерывно в штатном режиме
- рефлекторные слёзы, выделяющиеся при раздражении роговицы дымом, инородным телом, резким запахом, молекулами лука и другими частицами. В сравнении с базальным, это слезотечение возникает в результате раздражения рецепторов тройничного нерва в мозгу и бывает более обильным, а выделяемая жидкость, как и слюна, содержит лизоцим, имеющий антибактериальный эффект.
- психоэмоциональные слёзы, вызванные печалью, страхом, радостью и другими состояниями человека.
Каждый вид слёз отличается не только по предназначению, но и по химическому составу. К примеру, в отличие от двух других секретов, слёзы третьего вида содержат не протеины, жирные питательные кислоты или антисептик, а гормоны и белки.
Слезотечение двух первых типов присуще многим живым организмам, но только человек умеет плакать под влиянием эмоций. Какой смысл вложила эволюция в эту уникальную человеческую способность?

Кто-то плачет, а кто-то молчит
Плач детей вызван их уязвимым, а в младенчестве так и вовсе беспомощным, положением. Малыши плачут, чтобы повлиять на взрослых, вызвать у них жалость, смотивировать на выполнение требуемого действия. Для этого у многих взрослых людей эволюция развила эмпатию (сопереживание) к слёзам. Часто приходится слышать признания: «Не могу выдерживать детский плач», «Я сделаю, только не плачь, пожалуйста». Для детей, еще не овладевших речевой практикой, слёзы и их акустическое сопровождение зачастую остаются единственным способом рассказать о голоде, боли, дискомфорте. Опыт родителей более взрослых детей показывает, что искусственное безразличие к манипуляторному плачу приводит к их отказу от хныканья. Говорят, отказные дети в домах младенцев и детдомах практически не плачут — незачем, ведь всё равно никто не придёт.

Таким образом, плач, не связанный с функцией протекции глаз, первоначально возник для повышения выживаемости человечества как биологического вида, учитывая самый продолжительный в природе период детства. Парадокс в том, что он не исчезает в половозрелом возрасте.
Взрослые тоже плачут, иногда и не реже детей. Психологи считают, что в этот период эмоциональные слёзы также играют роль невербальной социальной коммуникации, подавая окружающим сигнал о бедствии или страдании, потребности в помощи и необходимости поддержки, а также о подчинении, слабости, сопереживании и сочувствии. Наряду с этим, выделяют слёзы при эстетическом переживании, которые говорят о способности человека к состраданию и эмпатии, о его уровне познания себя и мира, накопленных личных переживаниях и утратах.
На эмоциональность человека большое влияние оказывают культурные традиции и гендерные представления, гормональные колебания, психическое здоровье и усталость.

В 2011 году голландские психологи вычислили «индекс слезливости» 37 стран. Исследования показали, что эмоциональные слёзы чаще встречаются у благополучных обеспеченных людей в свободных толерантных сообществах. Жители бедных, авторитарных и слаборазвитых социумов, вероятно, менее эмоциональны по тем же причинам, что и дети-сироты.
Другими словами, по мнению ученых, плач – это вовсе не показатель бедствий и страданий, а побочный эффект нашей повышенной социальности, привилегия и свобода самовыражения. Однако есть немало людей, которые плачут в одиночестве, в подушку по ночам. Им-то зачем?
Мощный антидепрессант
По мере развития высшей нервной системы эмоциональные реакции человека в значительной степени становятся врождёнными, бессознательными, условно рефлекторными. В отличие от двух других видов слезотечения, плач регулируется другой областью мозга – лимбической системой, которая отвечает за эмоциональность и координирует пульс, дыхание, мимические мышцы и голосовые связки. Выделяется медиатор ацетилхолин и активируется парасимпатическая нервная система, обладающая расслабляющим и успокаивающим действием. Усиление тонуса парасимпатической системы избавляет организм от напряжения, избыточного стресса и способствует сну.
Состав эмоциональных слёз сильно отличается от базальных или рефлекторных. В них содержится соединение, стимулирующее выделение основного антистрессового гормона – кортизола, а также гормоны противоболевой системы – пролактин и энкефалин. Помимо снижения чувства боли, последний является индуктором позитивных эмоциональных состояний: эйфории и счастья.
Одновременно с усилением секреции слезы, сокращается комплекс мимических мышц и жевательной мускулатуры. Всхлипывания, то есть резкие вдохи и выдохи, способствуют насыщению крови кислородом.
Плач, как сложная физиологическая реакция, возникает в ответ на кратковременное, но интенсивное эмоциональное возбуждение либо для снятия эмоционального напряжения, вызванного хроническим стрессом.
Главная функция психоэмоционального слезотечения – предохранение нервной системы человека от эмоционального перегруза путем вывода из организма гормонов стресса и одновременного выплеска анестетиков и антидепрессантов. Плач помогает организму вернуться в состояние гомеостаза после чрезмерного возбуждения, как от горя, так и при большой радости.
Когда закипает сердце, в голове поднимается пар, конденсирующийся в слёзы.

Поплачь о нём, пока он живой
Получается, плач – это приятная разрядка на пике сильного эмоционального возбуждения. После него происходит перезагрузка мозга, восстанавливается биохимическое равновесие, наступает расслабление и чаще всего качественный сон. Ничего не напоминает?
Но дело в том, что в повседневной жизни мы редко испытываем сильное эмоциональное возбуждение — находясь в тонусе рабочих будней, понемногу, но регулярно накапливаем стресс, который без своевременной разрядки перерастает в хронику, вызывает депрессию или психосоматические заболевания.
Согласитесь, что чья-то драма оказывает на нас большее влияние и заставляет сопереживать, чем чужое счастье, поэтому мы чаще плачем от горя, а не от смеха. Что в этих условиях остаётся делать среднестатистическому жителю мегаполиса, да ещё и во время пандемии? Вечерний просмотр слезливой мелодрамы на своем диванчике практически единственная возможность испытать очищающий катарсис.
Необычный спрос рождает интересные предложения. Например, в Японии – стране с сильным традиционным укладом, где публичное выражение эмоций, мягко говоря, не приветствуется, открываются общественные заведения с отдельными номерами. В них посетитель смотрит кино, полное расставаний и крупных планов, а рядом сидящий специально обученный человек заразительно всхлипывает и предлагает носовой платок.

Плачьте на здоровье, друзья!